Религия

Иудаизм

На главную ║ Назад    Иудаизм

Миха или Михей (Michaeas)

 

   Миха - один из двенадцати малых пророков, современник Исайи. Миха ха-Морашти (то есть из поселения Мареша или Морешет-Гат в Шфеле) жил в годы падения Самарии (около 720 года до н. э.). Книга Михи - шестая среди книг малых пророков.
   Пророчества Михи открываются предсказанием близкой гибели Самарии и вторжения врага в Иудею: во 2-3 главах пророк обрушивается на "глав Иакова" и "князей дома Израилева", творящих беззаконие и притесняющих народ, и на лжепророков; отрывок завершается угрозой грядущей гибели Иерусалима. Главы об избавлении открываются пророчеством о конце дней, в котором первые три стиха дословно совпадают с Ис. 2:2-4, причем их универсалистский характер, уместный у Исайи, мало соответствует национальному характеру пророчеств Михи. Следующие за ними пророчества-утешения предвещают возвращение в Сион из рассеяния и восстановление царства Давидова в Иерусалиме, победу над Ассирией и милость Бога к Своему народу. Далее следуют обвинения, которые завершаются вестью о грядущем прощении и возвращении милости Бога.
   В пророчествах Михи нет прямых упоминаний об исторических событиях его времени, в частности, о походах ассирийских царей в Сирию, Эрец-Исраэль и земли филистимлян. Перечень городов в Шфеле, намекающий на вражеское вторжение, и упоминание Ассирии (в том числе как "страны Нимрода") носят весьма общий характер и связаны с идеей чудесного избавления. Миха не критикует внешнюю политику иудейских царей; его критический пафос обращен против социальной несправедливости, и резкость его инвектив, их горечь и ирония не имеют себе равных у других библейских пророков. Миха бросает обвинения в адрес всего народа, однако его гнев обращен в первую очередь против богатых, вождей и лжепророков.
   О пророчествах Михи упоминает спустя столетие Иеремия, сообщая, что, услышав эти пророчества, царь Хизкияху молил Бога о милости, и Он отвратил Свой гнев.
   Некоторые исследователи усомнились в авторстве и времени создания пророчеств-утешений Михи, утверждая, что идея возвращения рассеянных в Сион вряд ли могла быть актуальна в его дни. Однако эта идея могла получить хождение после разрушения Самарии и, таким образом, связана с мечтой о возвращении из пленения ассирийского. В отличие от концепций Исайи, у Михи возвращение рассеянных не связано с раскаянием и восстановлением правосудия и справедливости; избавление обусловлено исключительно милостью Бога, истоки которой - в Завете, заключенном Им с праотцами Израиля, и носит национальный характер, а не связано с избавлением всего человечества. Миха трактует возрождение Израиля как восстановление его мощи под властью царя - грозного воителя.

 

На главную ║ Назад    Иудаизм

 
Хостинг от uCoz