Религия

Иудаизм

На главную ║ Назад    Иудаизм

Элийяху или Илия (Elias)

 

   Элийяху - библейский пророк в Израильском царстве времен царя Ахава и его сына Ахазии (9 век до н. э.). Жизни и деятельности Элийяху посвящен в Библии цикл легенд и преданий, возникших, по всей видимости, в кругах учеников и последователей пророка. Появление Элийяху так же неожиданно, как и его чудесный конец, вознесение на небо, - событие совершенно уникальное во всей Библии. Беззаветная преданность Элийяху Богу и его самоотверженная борьба против идолопоклонства, процветавшего при Изевель, и против царских беззаконий превратили Элийяху в идеальную фигуру израильского пророка.
   Элийяху, по-видимому, был родом из города Тишбе в Гиладе. В Библии Илия представлен как нищенствующий аскет-подвижник, сильная личность, вокруг которой сложилась плеяда молодых пророков, бней ха-невиим (буквально "сыновья пророков"), посвятивших себя единому Богу Израиля и бескомпромиссно боровшихся с соперничающим культом финикийских Ваалов. Проникнутый твердой верой в Бога, Илия вступает в борьбу как с народными массами, которые "хромают на оба колена", так и с царем Ахавом, относящимся терпимо к насаждению царицей Изевель культов Тирского Ваала и Ашеры. Усматривая в распространении чужих культов угрозу религиозной самостоятельности израильского народа, Элийяху вступает в конфликт с царским двором, стремившимся укрепить экономический и политический союз с Финикией. Элийяху становится выразителем политической оппозиции дому Омри, представители которого, сохраняя личную верность Богу Израиля, толерантно относятся к явлениям политеизма в их царстве. Разгневанная выступлениями Элийяху, Изевель преследует его последователей, беспощадно истребляет их и, наконец, грозит убить самого Илию.
   Первое открытое столкновение между Элийяху и Ахавом, согласно библейскому повествованию, происходит во время длящейся уже два года засухи, в которой пророк и его последователи видят Божественную кару за идолопоклонство. Представ перед царем, Элийяху заявляет: "Не будет в эти годы ни росы, ни дождя, разве лишь по слову моему". Когда же на третий год Бог велит Элийяху явиться перед Ахавом и обещать ему положить засухе конец, Элийяху требует от Ахава собрать "весь Израиль", а также 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры на горе Кармел и там обращается к народу с призывом раз и навсегда сделать выбор между Богом Израиля и Ваалом. Илия предлагает пророкам Ваала ниспослать огонь, который поглотит возложенную ими на алтарь жертву. После неудачи жрецов Ваала, бесновавшихся и взывавших к своему божеству "с утра до полудня", Элийяху восстанавливает разрушенный жертвенник Богу, возлагает на него жертву, велит трижды полить ее и дрова водой и возносит краткую молитву, после которой сошедший с неба огонь немедленно поглощает "и жертву, и дрова, и камень, и песок, и воду". Народ, пав ниц, возглашает: "Яхве есть Бог"; Элийяху велит схватить пророков Ваала и заколоть их. Бог прощает кающийся народ и прекращает засуху обильным дождем. Ахав не противится действиям Элийяху, и тот, в знак лояльности царю, бежит перед его колесницей от горы Кармел до Изреельской долины.
   Спасаясь от мести Изевель за избиение пророков Ваала и Ашеры, Элийяху уходит в пустыню, где, обессиленный, просит смерти. Явившийся ему ангел подкрепляет его силы и велит продолжать путь. После 40 дней скитаний Элийяху приходит к горе Хорев и там, где Бог явился Моисею в неопалимой купине, Он является к Элийяху, однако не в вихре, "разрушающем горы и расщепляющем скалы, не в громе, не в огне, но в тихом веянии ветра". Бог велит Элийяху подготовить к их миссии людей, которые станут орудием Его кары: Хазаэля помазать в цари Арама, Иеху - в цари Израиля, а Элишу - преемником Элийяху.
   Хотя главной причиной борьбы Элийяху с Ахавом и Изевель было поощрение ими идолопоклонства, однако не оно, но несправедливость и беззаконие, проявленные ими в неправедном суде и казни Навота, и присвоение его угодья вызвали ярый гнев пророка, и именно за этот грех предсказал Элийяху позорную смерть Изевель и гибель всего дома Омри.
   Чудесное вознесение Элийяху, согласно библейской традиции, на небо в огненной колеснице отводит ему особое место как в еврейской эсхатологии, так и в литературе Аггады и каббалы. Пророчество Малахи, согласно которому Элийяху явится Израилю "перед наступлением дня Господня, великого и страшного", стало исходным пунктом для ассоциации Элийяху с мессианской эрой. В хвалебной речи об Элийяху в книге Бен-Сиры Премудрость ему приписывается будущее восстановление "колен Израиля". Таннаи также считали, что Элийяху предназначено "водворить мир на земле и соединить разрозненных", а также разрешить накопившиеся в течение веков разногласия и споры по вопросам Галахи и разъяснить те места в Библии, которые кажутся противоречивыми или непонятными.

 

На главную ║ Назад    Иудаизм

 
Хостинг от uCoz