Религия

Иудаизм

На главную ║ Назад    Иудаизм

Хошеа или Осия (Osee)

 

   Хошеа - один из двенадцати малых пророков. Хошеа книга - первая из двенадцати книг Пророков малых. Очевидно, книга была составлена в Северном (Израильском) царстве; отредактирована была после падения Израильского царства в Иудее. Стиль и метафорика книги Хошеа оказали глубокое влияние на более поздних письменных пророков.
   Три первые главы книги содержат два пророческих повествования - от третьего и от первого лица. В первом повествовании Бог повелевает пророку взять в жены блудницу, "ибо сильно блудодействует земля сия, отступившись от Господа" . Следуя этому повелению, пророк берет в жены Гомер. Родившегося от нее сына Бог повелевает наречь Изреэль в знак того, что вскоре Он "сокрушит лук Израилев в Изреельской долине", рожденную вслед за этим дочь - Лорухамой (Непомилованной) в знак того, что Он "не будет более миловать дома Израилева, чтобы прощать им", а младшего сына - Лоамми (Не Мой народ; "потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом"). За этим - до конца второй главы - следует речь Бога, в которой Он грозит карой осрамившей себя блуднице-Израилю ("за дни служения ваалам, когда она кадила им и, украсивши себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала"), но в то же время обещает "говорить к сердцу ее": "... и обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии... и помилую Непомилованную, и скажу Не Моему народу: "Ты - Мой народ", - а он скажет: "Ты - мой Бог". Впервые появляющийся в книге Хошеа мотив заключения Богом нового завета с Израилем - на этот раз навечно - использован впоследствии Иеремией, откуда его затем заимствовал Иехезкель. Второе пророчество - на этот раз от первого лица - содержит то же послание, что и первое. В нем звучит та же тема неверности Израиля ("долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя... и без жертвы"); как и в первом пророчестве, есть образы пророка и женщины, однако слова пророчества о последующем раскаянии Израиля и возвращении Божьей милости утрачивают аллегорическую форму и выражены прямо.
   Остальные главы книги Хошеа можно подразделить на три части. Основной мотив первой части - обвинение народа в преступлениях: убийстве, воровстве, прелюбодеянии, клятвопреступлении и т. п. За эти грехи Эфраим (так обозначено в этой части книги Хошеа население Израильского царства) был наказан тем, что он стал слабым и униженным. Воспользовавшись его слабостью, "вожди Иудины стали подобны передвигающим межи". Эфраим обратился за помощью к Ассирии, но тщетно - только Бог, который наказал Эфраима, сможет исцелить его. В скорби своей Эфраим будет искать Бога, но его благочестие преходяще - Бог ожидает от Эфраима соблюдения завета (хесед), познания Бога, а не жертв. За то, что народ Израиля не взывает к Богу "сердцем своим", а, продолжая грешить, взывает к египтянам и ассирийцам, он будет наказан.
   В следующей части на первый план выступает грех идолопоклонства: "Оставил тебя телец твой, Самария", - "ибо много жертвенников настроил Эфраим... ко греху послужили ему эти жертвенники". Бог накажет израильтян изгнанием, "и будут они скитальцами между народами". В этой связи Бог напоминает Эфраиму о проступках Иакова, за которые он был наказан изгнанием.
   В последней части пророк наставляет Израиль, как вернуться к своему Богу: воззвать к Его милосердию и прекратить уповать на помощь идолов, египтян и ассирийцев. За это Бог возлюбит Израиль по Своему благоволению и отвратит от него Свой гнев. Когда Эфраим скажет: "Что мне за дело до идолов?" - Бог услышит его и поможет ему.
   Пророческая концепция книги Хошеа представляет интерес не только потому, что Хошеа - один из первых письменных пророков, но и потому, что книга отражает все стороны жизни народа в эпоху Первого храма. Три основные мотива пророчества - грех народа, призыв к раскаянию и связь между народом Израиля и его Богом. Пророк бичует народ за отход от Бога, веру в идолов и поклонение чужим богам, в частности, Ваалу, то есть за предательство по отношению к Богу Израиля. Пророк напоминает народу его историю и видит в проступках грех, который повлияет на его историческое будущее. Несмотря на то, что из поколения в поколение Бог предостерегал народ, Израиль отвернулся от Него и погряз в идолопоклонстве, ища спасения у чужих богов и лжепророков, которых Хошеа обличает с особой страстью. Священники также становятся объектом обличения. С позиции религиозных ценностей Хошеа критикует общественные порядки и государственную политику Северного царства. Без раскаяния нет спасения Израилю, и потому Бог решил покинуть Свой народ до тех пор, пока тот не вернется к Нему, глубоко раскаявшись в грехе и вновь заключив с Ним завет. Отношение Бога со Своим народом - отношение, основанное на любви, и обновление завета - это как бы обновление помолвки, обручения.

 

На главную ║ Назад    Иудаизм

 
Хостинг от uCoz