Религия

Иудаизм

На главную ║ Назад    Иудаизм

Моше или Моисей (Moses)

 

   Моше - великий еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, сплотивший израильские колена в единый народ. Моше родился в Египте в 1617 до н.э. в царствование фараона, который "знал Иосифа". Моше происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и пророчицы Мариам. В то время, когда он родился, жестокий фараон повелел истреблять всех еврейских младенцев мужского пола, поэтому мать скрывала Моше в течение трех месяцев, а затем положила в корзину и спрятала младенца в тростниках. Здесь его нашла дочь фараона, которая дала его на воспитание кормилице, по чудесному совпадению оказавшейся родной матерью Моше. Дочь фараона полюбила Моше как родного сына. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. Убив египтянина, Моше скрывается в земле Мадиамской. Он женится на Сепфоре, дочери священника из этой земли. В гл. 3 кн. "Исход" описывается явление Моше на горе Хорив (Синайский полуостров) ангела Яхве из горящего и несгорающего тернового куста (неопалимая купина). Бог наделяет Моше способностью творить чудеса и посылает вывести из Египта сынов Израилевых. Поскольку Моше косноязычен, его брат Аарон говорит от его имени.
   Моше и Аарон приходят к фараону и требуют отпустить свой народ, но фараон лишь вводит для евреев новые повинности, и они ропщут на Моше. После чудесного превращения жезла Аарона в змея, пожравшего посохи-змеи египетских магов, Яхве через Моше насылает десять казней египетских. Фараон отпускает евреев, но затем пускается за ними в погоню. Воды Чермного (Красного) моря по знаку Моше расступаются перед евреями, но фараон со своим войском тонет.
   Начинаются блуждания по пустыне Синайской. Народ не раз ропщет на Моше; он делает горькую воду сладкой, высекает воду из скалы, Яхве через него посылает народу манну небесную. Первое военное столкновение с амаликитянами разрешается благодаря молитве Моше, поднимающего руки с жезлом на вершине холма; когда Моше устает, руки ему поддерживают Аарон и Ор. Через три месяца после Исхода народ выходит к Синайской горе. Моше восходит на гору, где получает весть о грядущем явлении Яхве. Весь народ обязуется блюсти ритуальное воздержание, в установленный день гора Синай колеблется, разражается гроза. Моше всходит на гору и получает скрижали с "десятью заповедями". Народ в страхе отступает от горы, Моше же "вступает во мрак, где Бог". К заповедям добавляются другие предписания. Затем наступает миг заключения "Завета": народ Израиля обещает исполнять слова Яхве. Моше снова уходит на гору на 40 дней и ночей. Он получает указания об устройстве скинии и ковчега Завета, о посвящении Аарона и его потомков для священнического служения и др. Однако в это время народ и даже Аарон нарушают Завет: в ответ на требования зримого и единого Бога Аарон изготавливает "золотого тельца". Яхве предлагает Моше истребить весь народ и произвести новый из потомков самого Моше, но по молитве Моше погибель народа отвращена. Отступников жестоко казнят. И в дальнейших странствиях возникает ропот против Моше, но зачинщики (Корей, Дафан и Авирон) гибнут от "божьего суда".
   Моше водит народ по пустыне 40 лет, до тех пор, пока ему исполняется 120 лет. Ему самому не дано увидеть Землю Обетованную, так как он отступал от своего пастырского долга. Перед смертью ему подарена возможность бросить взгляд на вожделенную землю с горы Нево. Преемником Моисей назначает Йехошуа бин Нун (Иисуса Навина).

 

На главную ║ Назад    Иудаизм

 
Хостинг от uCoz