Религия

Иудаизм

На главную ║ Назад    Иудаизм

Йирмеягу или Иеремия (Ieremias)

 

   Йирмеягу - еврейский пророк. Книга Иеремии является второй в разделе поздних пророков Библии. Согласно Библии, родился, видимо, в 645 г. до н. э. - умер в начале 6 века до н. э. Йирмеягу родился в левитском городе Анатоте в 7 км от Иерусалима, в семье, принадлежавшей к жреческой династии Эвиатара, отстраненной царем Соломоном от служения в Иерусалимском храме.
   Уже в ранней юности Йирмеягу чувствует себя призванным Богом к пророчеству. Пророческая деятельность Йирмеягу приходится на самый бурный период истории Иудейского царства. Северное (Израильское) царство уже было разрушено Ассирией, и его территория присоединена к Ассирийской империи, границы которой проходили теперь несколько севернее Анатота. Царствование Менашше ознаменовалось распространением в Иудее языческих культов из западных областей Ассирийской империи. Пророческое движение усматривало в падении Израильского царства Божью кару за служение чужим богам и за упадок нравов.
   Йирмеягу был глубоко сведущ в исторической и литургической литературе - книга Йирмеягу изобилует цитатами из Торы и Псалмов, а в особенности - из произведений предшествовавших ему пророков. Уже в ранних проповедях Йирмеягу беспощадно обличает евреев за отступление от Завета, требуя сосредоточить все помыслы и усилия на нравственном совершенствовании, на осуществлении социальной справедливости и истинного правосудия, и предвещает Иудее долю, постигшую Израильское царство: полное разрушение "народом, который явится с севера". Йирмеягу считает себя призванным Богом "искоренять и разорять, губить и разрушать", и лишь затем сызнова "созидать и насаждать". Суровость его пророчеств, ужасающие картины разрушений, бедствий и голода, уготованных Иудее, вызывают к нему ненависть окружающих даже в его родном городе. В глубоко личных поэтических "исповедях" Йирмеягу горько сетует на одиночество и обреченность быть всю жизнь человеком, "который спорит и ссорится со всей землею", однако не считает себя вправе отступиться от выполнения возложенной на него Богом миссии.
   В 20-е гг. 6 веке до н. э. начинается упадок Ассирии, и ее влияние в Иудее прекращается. Царь Иошияху (Иосия) осуществляет религиозную реформу, очищает Храм от символов языческого богослужения и производит окончательную централизацию культа, запретив жертвоприношение вне Иерусалимского храма. Во время очищения Храма была найдена так называемая "Книга завета" (по мнению многих исследователей - библейская книга Второзакония), и Иошияху торжественно обновил Синайский союз Бога с еврейским народом. Найденная книга, в которой перечисляются блага, предназначенные Израилю за соблюдение Завета, и жестокие кары, которые постигнут народ в случае его нарушения, оказала огромное влияние как на содержание, так и на стиль пророчеств Йирмеягу. Однако результаты деятельности Иошияху глубоко разочаровали пророка. Культовая реформа не сопровождалась нравственным возрождением народа, хотя только оно, по мнению Йирмеягу, могло возобновить союз, который Бог "заповедал отцам... когда вывел их из земли Египетской... сказав: слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам, - и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом".

 

   После гибели Иошияху в бою, Йирмеягу с новой силой обрушивается на народ, погрязший, по его мнению, в грехах. С особой суровостью он порицает высшие круги общества - вельмож, священников и служителей Храма, потворствующих социальной несправедливости и беззаконию. Простой народ верит, что существование Храма и жертвоприношения в нем защитят Иудею от бедствий и невзгод, но именно это ослепление приведет, по словам Йирмеягу, к разрушению Храма и страны. У ворот Храма Йирмеягу выступает с пламенными обличениями, не щадя даже царя, и всенародно объявляет о надвигающейся опасности. Йирмеягу вступает в конфликт с другими пророками, не разделявшими его взглядов о неминуемой гибели царства и Храма и об их восстановлении лишь после того, как народ, приняв заслуженную кару, обратится к покаянию.
   Пророчества Йирмеягу не только вызывают неприязнь народа, но и навлекают на него преследования. Иеремия подвергается заточению, а одна из его проповедей в Храме едва не стоит ему жизни. Вместе с тем непрерывно растет его авторитет как пророка, возвещающего слово Божье; вельможи и сам царь начинают все внимательнее прислушиваться к его проповедям.
   В 605 г. до н. э. (после поражения египетской армии при Каркемише) Вавилония овладевает всей территорией Ассирийской империи и становится самой могущественной державой на Ближнем Востоке. Йирмеягу приходит к убеждению, что вступивший на вавилонский престол Навуходоносор является орудием Божьей кары. Он предсказывает завоевание Иерусалима Вавилонией, видя в этом подтверждение своих пророчеств. Оценивая политическую ситуацию и видя могущество Вавилонии, ставшей новой мировой державой, Йирмеягу приходит к выводу о нецелесообразности какого-либо сопротивления Вавилонии, и с тех пор вся его деятельность направлена на убеждение в необходимости полного и безоговорочного повиновения Навуходоносору. Он продиктовал своему другу и секретарю Баруху избранные места из своих пророчеств, включая предсказание о захвате Иерусалима Навуходоносором, и отправил его прочесть рукопись в Храме. Царь Иехояким пожелал услышать пророчества Йирмеягу и, выслушав, бросил свиток в огонь. Иехояким и его советники полагались на мощь соперничавшего с Ассирией Египта, и когда в 601 г. до н. э. вавилоняне предприняли окончившийся неудачей поход против Египта, Иудея восстала против Вавилонии.
   В 597 г. до н. э. Иерусалим был занят войсками Навуходоносора, и царь Иехояхин и тысячи виднейших граждан, военачальники и мастера-ремесленники были уведены в Вавилонию. Йирмеягу отправляет изгнанникам послание, в котором возвещает о грядущем избавлении, но вместе с тем советует им обжиться в Вавилонии ("Стройте дома и живите в них и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей"), т. к. изгнание будет продолжительным, Иерусалим будет разрушен и срок наказания определен в 70 лет (символическое число, связанное у ближневосточных народов с представлением об историческом цикле).
   Сдача Иерусалима и увод видных граждан в Вавилонию рассматривались многими как начало осуществления пророчеств Йирмеягу. Последний царь Иудеи Цидкияху советуется с Йирмеягу, хотя и отказывается принять его мнение, идущее вразрез с существовавшими в придворных кругах антивавилонскими настроениями. На совещании представителей союзных стран, которые, опасаясь непрерывного усиления Вавилонии, послали в Иерусалим делегатов для обсуждения возможности совместного восстания против Вавилонии, Йирмеягу предстает с ярмом на шее, увещевая покорно нести власть Навуходоносора. Когда восстание разразилось и в 588 г. до н. э. вавилонские войска осадили Иерусалим, Йирмеягу во всеуслышание заявил, что сам Бог сражается за вавилонян. В самый разгар осады он призывал народ и воинов сдаться противнику. Йирмеягу был пойман в воротах Иерусалима и заподозрен в попытке пробраться к осаждавшим. Неудивительно, что в глазах народа Йирмеягу казался врагом; он был заключен сначала в темницу, а затем опущен в высыхающий колодец. Однако царь приказал вызволить его оттуда и имел с ним тайную беседу, пытаясь убедить его не подрывать дух осажденных; но Йирмеягу упорно настаивал на своем и требовал полного покорения вавилонянам. Пророк был переведен в "дом стражи", где оставался в заключении вплоть до падения Иерусалима. И здесь он продолжал высказывать свои взгляды, но в этот период разрухи и бедствий в его проповедях преобладают мотивы будущего избавления, а его пророчества утешения рисуют яркую картину возвращения изгнанников Иудеи и Израиля на цветущую родину, их духовного обновления после нравственного очищения.
   Вавилонские завоеватели освободили Йирмеягу и разрешили ему остаться в стране. Однако после того, как был убит вавилонский наместник Гдалия бен Ахикам, сторонники Йирмеягу из страха перед репрессиями бежали в Египет, уведя с собой пророка. Беженцы нашли пристанище в Дафне в восточной части египетской Дельты; там были произнесены последние пророчества Йирмеягу, записанные в его книге. Иеремия умер в Египте; о его жизни в Египте и обстоятельствах смерти ничего не известно.

 

На главную ║ Назад    Иудаизм

 
Хостинг от uCoz