Религия

Индуизм

На главную ║ Назад     Индуизм

Упанишад

 

   Упанишады - древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Упанишад насчитывается в целом свыше сотни, но главными среди них являются так называемые старые Упанишады, которых не более десятка. Временами их создания считаются обычно ІX-VІ века до н.э. Так наназываемые младшие Упанишады были выданы намного позже (последние века до н.э. - более позднее средневековье). В Упанишадах религиозно мифологический мировоззрение уже теряет свои господствующие позиции, в его недрах и рядом с ним возникают другие формы общественного сознания. В ряде мест говорится о существовании нескольких самостоятельных видов знания (наук - видья), в числе которых кроме Вед и разного рода магических искусств вспоминаются хронология, логика (риторика), этимология, грамматика, наука чисел, астрономия, военная наука.
   В особенную область знание складывается и философия. Правда, для ее обозначения в Упанишадах еще не употребляется самостоятельного срока, но о ее наличии свидетельствует и сам факт обсуждения многих чисто философских проблем, и многоразовые заявления мыслителей Упанишад об отличии провозглашаемых ими знаний не только от ведической мифологии и ритуализма, но также и от повседневного сознания и от конкретных наук, которые появляются низшим видом знания. Вместе с тем философия в Упанишадах еще хранит сильную зависимость от религиозно мифологического мировоззрению: как правило, у них признаются ведический ритуализм и ведические боги, хотя последние поддаются уже обычно монотеистки или монистической интерпретации, на первое место в Упанишадах выдвигается второстепенное и эпизодическое божество ведичного пантеона - Брахман. Содержанием философии в Упанишадах становится обсуждение таких фундаментальных проблем, как место и назначение человека в системе окружающего бытия, природа внешнего мира и человека, характер его жизни и психики, граници и возможности его, познавательных способностей, нормы его поведения и так далее. В большинстве случаев рассмотрение философской проблематики проводится в рамках религиозно мифологического мировоззрению. Вместе с тем в Упанишадах содержатся сводки и об учебах, которые склонялись к материализму и атеизму и виступавших против ведичной ортодоксии. Обычно эти учебы появляются ошибочными, они поддаются ожесточенным нападкам, а их авторство приписывается демонам (асурам) - врагам богов (иногда, впрочем, сообщается, что эти учебы созданы самими богами для введения в заблуждение и погибель своих врагов). Не удивительно потому, что при таком отношении господствующей в Упанишадах религиозно идеалистической философии к оппозиционным ей учебам последние получили здесь очень скупое освещение: чаще всего они представлены лишь в виде простого упоминания, без раскрытия их позитивного содержания.
   Среди многих вопросов о природе, человеке и познании, в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоосновы бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Однако по Упанишадам очень трудно возобновить исторический ход формирования тех понятий, которые возлагались как такую первопричину всех явлений. Приблизительно можно эти понятия расположить в такой последовательности. Еда (Анна) как основа всякой жизни, именно жизнь (жизненное дыхание - стираемая), тот или другой конкретный элемент вещества, - бхута, чаще всего вода, их совокупность ли - вода, воздух, земля, огонь (иногда добавляется пятый - эфир, акаша ли), внутренняя природа вещей, - свабхава, вспоминаются учебы, которые считали первопричиной бытия пространство (акаша) и время (калу), в нескольких местах говорится о бытии вообще (сат) и небытии (асат) как первопричине всего сущего, эпизодически вспоминается понятие материи (пракрити, прадхана), хотя его содержание не раскрывается.

 

На главную ║ Назад     Индуизм

 
Хостинг от uCoz