Религия

Индуизм

На главную ║ Назад     Индуизм

Брахман

 

   Брахман - Единая абсолютная сущность, чистое сознание и неомраченная радость, блаженство, которое является первоосновой и источником всего сущего и представляет собой единое "Я" всего существующего. Целью ведантиcтской йоги является воссоединение с этой сущностью. О чистом состоянии Брахмана говорят, что он не обладает никакими качествами (ниргуна), но в силу того, что Брахман является основой и первичной субстанцией всей Вселенной во всем ее разнообразии, он также обладает всеми качествами (сагуна). Таким образом, когда о Брахмане мыслят в связи со Вселенной, Его называют Сагуна. Другим термином для обозначения этого является Шабда Брахман. "Шабда" означает звук или слово; таким образом, подразумевается, что первичной силой Вселенной является звук, реализуемый в виде Слова, или указания (Логос греческой традиции). При переходе от Ниргуна Брахман к Сагуна Брахман проявляются определенные силы, шакти. В школах тантра-йоги и в народных традициях эти силы представляются в виде Богинь, которые полностью соответствуют трем великим девам: Шива, Вишну и Брахма.

   Брахман - одно из системообразующих понятий индуистской мысли, означающее абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов. Это понятие оказалось инструментом структурирования мифологических (Брахман персонифицируемый в виде божества Брахмы), ритуалистических и мистических парадигм всей ортодоксальной религиозной традиции Индии, начиная с Брахман, Араньяк и Упанишад. Уже в Атхарваведе Брахман есть "лоно всего сущего и не-сущего", и в нем заключены все боги - "как коровы в коровнике". Одновременно уже в поздневедийский период складываются основные понятийные производные от Брахман: брахманы как класс жрецов, Брахман как жрец с особой сферой компетентности, Брахман как истолкования священнодейства и священного слова, Брахма как персонифицированное божество, один из будущих верховных богов индуизма. В ответ на вопрос, поставленный в одном позднем гимне Ригведы о том, чем были те лес и дерево, из которого вытесали небо и землю, составитель "Тайттирия-брахманы" отвечает, что этим исходным материалом был Брахман. Отождествление Брахмана как сущности макрокосма и Атмана как сердцевины микрокосма восходит к Брахманам, но окончательно реализуется в древних Упанишадах, составляя содержание т. н. великих речений. Брахман отождествляется с Атманом как духовным ядром индивида, "обеспечивает" панэнтеистическую картину мира в индуизме, а в философских школах веданты претворяется в Абсолют как универсальное мировое сознание, онтологически трансцендентное и одновременно имманентное миру.

 

На главную ║ Назад     Индуизм

 
Хостинг от uCoz