Религия

Индуизм

На главную ║ Назад     Индуизм

Яджур-веда - "Веда жертвенных формул"

 

   Яджурведа (Веда жертвенных формул) - одна из четырёх индуистских Вед. Ко времени возникновения этого памятника индусы уже вышли из Пенджаба и заняли земли на востоке по Гангу, Сарасвати и другим рекам; в их государственной и общественной жизни наступает переворот; из народа пастушеского они превращаются в оседлый и земледельческий. Развиваются касты, учение о переселении душ, аскетизм; фантазия принимает характер необузданный и пылкий. Яджурведа, вместе с примыкающими к ней прозаическими Брахманами, является литературным памятником этого периода, относимого к 1000-800 года до н.э.
   Яджурведа в известном смысле отмечает переход от древних мантр к позднейшему типу ведической литературы, называемой Брахманами. Эта Санхита (метрический текст) сохранилась в двух видах, носящих названия "Белая Яджурведа" (Шукла-Яджурведа) и "Черная Яджурведа" (Кришна-Яджурведа); различие между ними заключается в том, что первая состоит лишь из заклинаний и формул, используемых при исполнении ритуалов, а вторая содержит к тому же высказывания мнений о ритуалах и их обсуждение. Эти обсуждения превращаются в особую тему Брахман. Заклинания Яджурведы изложены отчасти в стихах и отчасти в прозаических фразах, обычно называемых "формулами". Именно в последних мы должны выявлять характерные черты Яджурведы: они назывались яджус, и от них Санхита получила свое название. Однако для нас эти прозаические формулы вряд ли имеют смысл, и даже если имеют, то смысл представляется гротескным, абсурдным, даже беспорядочной смесью идей. Действительно, они и не должны были иметь смысл вообще; вернее, задуманные как заклинания, они, как предполагалось, обладали магической силой. И всё же нельзя недооценивать значение Яджурведы. Она дает нам возможность понять отношение древних ведических народов к своим ритуалам. Ритуалы, как предполагается в тексте, были откровенно магическими. Несомненно, что в Яджурведе упоминается много божеств, но цель ритуалов заключалась не в том, чтобы умилостивить их, а в том, чтобы посредством магии заставить их служить определенным целям. Большинство жертвенных обрядов, как и яджус-формул, предназначалось не для поклонения йогам, а для того, чтобы воздействовать на них, заставить их исполнить желания приносящего жертву.

"Мантра, побеждающая смерть" - знаменитый отрывок из Яджурведы

   Мритьюнджайя - Побеждающая смерть - одна из самых древних и мощнейших мантр Ведической эпохи, дошедших до нас через тысячелетия. В индийских легендах и мифах Мритьюнджайя связана с именем Маркандейи - его учение заложено в Маркандейя Пуране. Легенда гласит, что Маркандейе было предначертано умереть, когда он достигнет 16-ти лет, но своим искренним обращением к Шиве, при помощи этой мантры, он одержал победу над Ямой - Богом смерти. Однако история эта началась еще до его рождения.
   Живущие в лесу святой Мриканду и его жена Марудвати не имели детей, они совершали долгую аскезу в надежде обрести добродетель и родить ребенка. Они были вознаграждены видом Господа Шивы - Господь Шива выслушав их просьбу, предложил им выбор: стать родителями ребенка, который станет выдающимся - духовным светом, - но его жизнь закончится в 16 лет, или ребенка с долгой жизнью, но глупого и эгоистичного. Они выбрали ребенка с духовными достоинствами, и со временем Марудвати родила мальчика, которого назвали Маркандейя. Родители решили не говорить ему о сроке его жизни, но, приближаясь к 16 годам, родительская печаль все больше росла. Когда мальчик попросил объяснить причину их печали, они не выдержали и рассказали о том, что говорил им Господь Шива. Уже достигнув совершенства в йоге, Маркандейя решил посвятить себя своей практике. В день шестнадцатилетия, Маркандейя ушел в храм, чтобы поклониться символу божественного сознания - Шива лингам. Когда посланцы господа Ямы, бога смерти, пришли забрать его, они обнаружили его настолько поглощенным молитвами, что не посмели завершить свою миссию. Вернувшись к Яме, они рассказали о своей дилемме. Тогда Яма сам отправился в храм, чтобы завершить начатое, он убеждал Маркандейю последовать естественному закону жизни и смерти и идти с охотой, но Маркандейя ища защиту, обхватил руками Шива лингам. Яма кинул свою петлю, чтобы поймать Маркандейю, но петля обвила лингам, и сразу же Шива, живущий там, расколол лингам надвое и появился разъяренный. Яма слишком далеко закинул свою петлю, у него не было полномочий на то, чтобы поймать самого Шиву. Ударом ноги Шива убил Яму. Остальные боги смотрели на это в смятении. Опасаясь, что смерть Ямы нарушит порядок во вселенной, боги умоляли Шиву вернуть Яму к жизни, что Шива, в конце-концов, и сделал. Но он уточнил, что преданность Маркандейи стала его защитой, и поэтому он благословляет его на вечную молодость - Маркандейя навсегда останется шестнадцатилетним святым.
   Душа Маркандейи все еще присутствует где-то во вселенной. А Мантра стала проводником, открывающим ищущим двери к великому духовному наследию.

 

На главную ║ Назад     Индуизм

 
Хостинг от uCoz