Религия

Индуизм

На главную ║ Назад     Индуизм

Риг-веда - "Веда гимнов"

 

   Ригведа (Веда гимнов) - одна из четырёх индуистских Вед, древнейший памятник индуистской литературы, самая древняя и авторитетная из 4 Вед. Ригведа сложилась в среде арийских племен в эпоху переселения их в Северо-Западную Индию приблизительно в XV-X вв. до н. э. в основном на территории Пятиречья (современный Пенджаба). В дошедшей до нас редакции Шакала Ригведа состоит из 1028 гимнов и разделяется на 10 мандал (буквально "циклов"). Мандалы II-VII (родовые книги) считаются самыми древними; каждая из них принадлежит определенному жреческому роду, в котором ее гимны передавались из поколения в поколение (2-я Гритсамада, 3-я Вишвамитра, 4-я Вамадева, 5-я Атри, 6-я Бхарадваджа, 7-я Васиштха); 8-я книга примыкает к "родовым" (роды Канва и Ангирас), в 7-й собраны гимны, посвященные богу Соме, самые поздние - 1-я и 10-я. Главное содержание Ригведа составляют гимны (сукта или рич), обращенные к божествам арийских племен, восхваляющие их подвиги и величие, взывающие к ним о даровании благ, мужского потомства, победы. Каждая из "родовых" мандал начинается с гимнов Агни и Инд ре - самым значительным богам пантеона; мандалы 1-я и 10-я также начинаются гимнами Агни. Выделяются свадебные и похоронные гимны Ригведа, гимны-заклинания и гимны-загадки, близкие по содержанию немногим космогоническим гимнам 10-й книги, в которых усматривают начала развития философской мысли Древней Индии. Ряд стихотворений светского содержания в Ригведе носит дидактический характер и отражает черты социальной жизни эпохи. В гимнах-восхвалениях даров (данастути) приводятся названия арийских племен и содержатся определенные исторические сведения. Около 20 гимнов Ригведа построены в диалогической форме, в них исследователи полагают тексты ритуальных драм типа мистерий; они представляют особенные трудности для понимания. Диалог Ямы и Ями отражает, по-видимому, индуистскую версию мифа о первородном грехе; миф о любви смертного к существу иного мира находит отражение в диалоге Пурураваса и Урваши, к сюжету которого восходит знаменитая драма Калидасы. Значительная часть гимнов Ригведа связана с общеплеменным культом Сомы, но ритуалу посвящено далеко не все содержание памятника, остающегося основным источником наших сведений об эпохе его создания.
   Самый популярным среди гимнов Риг-Веды и во всей индуистской традиции считается Пуруша-сукта (Риг-Веда 10.90.).

Гимн Пуруша-сукта

   1. Пуруша - тысячеглавый,
Тысячеглазый, тысяченогий.
Со всех сторон покрыв землю,
Он возвышается (над ней еще) на десять пальцев.

2. В самом деле, Пуруша - это все,
Что было и что будет.
Он также властвует над бессмертием.
Потому что перерастает (все) благодаря пище.

3. Таково его величие,
И еще могущественнее этого (сам) Пуруша.
Четверть его - все существа.
Три четверти его - Бессмертие на Небе.

 

4. На три четверти взошел Пуруша вверх.
Четверть его возникла снова здесь.
Оттуда он выступил повсюду,
(Распространяясь) над тем, что ест (пищу) и что не ест.

5. От него Вирадж родилась,
От Вираджи - Пуруша.
Родившись, он стал выступать
Над землей сзади и спереди.

6. Когда боги предприняли жертвоприношение
С Пурушей как с жертвенным даром,
Весна была его жертвенным маслом,
Лето - дровами, осень - жертвенным даром.

7. Его как жертву кропили на жертвенной соломе, -
Пурушу, рожденного в начале.
Его принесли себе в жертву боги
И (те,) что садхьи и риши.

8. Из этой жертвы, полностью принесенной
Было собрано жертвенное масло.
Он сделал из него животных, обитающих в воздухе,
В лесу и (тех,) что в деревне.

9. Из этой жертвы, полностью принесенной,
Гимны и напевы родились,
Стихотворные размеры родились из нее,
Ритуальные формулы из нее родилась.

10. Из нее кони родились
И все те (животные), у которых два ряда зубов,
Коровы родились из нее,
Из нее родились козы и овцы.

11. Когда Пурушу расчленяли,
На сколько частей разделили его?
Как его рот, как руки,
Как бедра, как ноги называются?

12. Его рот стал брахманом,
(Его) руки сделались раджаньей (кшатрием),
(То,) что бедра его, - это вайшья,
Из ног родился шудра.

13. Луна из (его) ума рождена,
Из глаза солнце родилось.
Из уст - Индра и Агни.
Из дыхания родился ветер.

14. Из пупа возникло воздушное пространство,
Из головы развилось небо,
Из ног - земля, стороны света - из ушей.
Так они сотворили миры.

15. У него было семь поленьев ограды (костра),
Трижды семь были сделаны как дрова (для костра),
Когда боги, совершая жертвоприношение,
Привязали Пурушу как (жертвенное) животное.

16. Жертвою боги пожертвовали жертве.
Таковы были первые формы (жертвоприношения).
Эти же могущественные (существа) последовали на небо,
Где находятся прежние боги - садхьи.
   Перевод гимна Елизаренковой

 

На главную ║ Назад     Индуизм

 
Хостинг от uCoz