Религия

Индуизм

На главную ║ Назад     Индуизм

Дхарма-шастры или законы

 

   Дхармашастры или законы - древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы. Дхармашастры собственно являются наставлениями по выполнению религиозного долга, составлявшиеся во второй половине I тыс. до н.э.

   I. Манавадхармашастра (Законы Ману) - самая авторитетная, цитируемая и популярная - была окончательно отредактирована не позднее 1-2 вв. Текст, включающий около 2700 стихов, распределяется по 12 главам (адхьяйи). Глава 1 задает космологическую "рамку" изложения дхармы: великие мудрецы-"визионеры" риши просят у первочеловека Ману изложить дхармы всех варн и людей смешанного происхождения; Ману излагает космогонический процесс, "запущенный" Самосущим, происхождение Брахмы и Пуруши, неба и земли, всего сущего и всех живых существ, а также космические "дни" и "ночи" и далее поручает изложить все одному из семи риши - Бхригу, который также начинает с истории мироздания, созданного семью Ману (сыновьями Самосущего), а затем переходит к общим положениям - об изменении дхарм в четыре космических века (завершая нынешним - кали-югой), об основных обязанностях брахманов, кшатриев, вайш и шудр и о превосходстве брахманов над остальными людьми. Главы 2-6 излагают источники "дхармического сознания" и обязанности брахмана, в последовательности ашрам (стадии ученика, женатого домохозяина, лесного отшельника и странствующего аскета), в соответствии с материалом Дхармасутр. Глава 7 посвящена дхарме кшатрия-царя, а также установкам правильной администрации и политики (нити) - в этих материалах некоторые исследователи правомерно усматривают утилизацию традиции "науки политики" (артхашастра). В главах 8-9 разбираются "гражданские" и судебные законы и наказания (находящиеся в компетенции царя), 18 традиционных поводов для судебного иска по гражданским и уголовным делам, регуляция супружеских и родственных отношений и дхармы двух низших варн - вайшьев и шудр. В главе Х рассматриваются лица смешанного происхождения (потомство супругов различных варн), нормативные профессии трех первых варн и допустимые для них занятия в чрезвычайных ситуациях (ападдхарма). Глава XI посвящена "очищениям" или "искуплениям" (праяшчитта) после совершения обрядовых и нравственных проступков, наказаниям за эти проступки в следующих рождениях, правилам дарений и жертвоприношений. В главе XII излагается "усредненная" индуистская антропология - индивид рассматривается в единстве нематериальных (Атман как "познающий поле" и душа-джива) и телесных начал и (в соответствии с учением санкхьи) как объект действия трех гун, калькулируются последствия как благих, так и не-благих деяний в последующих рождениях; наконец, рассматриваются знатоки дхармы и ее противники, обольщенные ложной философией. Последняя глава и весь текст завершаются "замыканием" космологической рамки: Пуруша или Атман есть универсальное божество, и те, кто видит его во всем сущем, достигают высшего состояния, Брахмана.

 

   II. Яджнявалкья-смрити (составленная, возможно, ко 2-3 вв.) состоит из трех книг, представляющих три большие темы: добродетельное поведение (ачара), судопроизводство (вьявахара) и искупление (праяшчитта). В разделах, посвященных дхарме царя и судопроизводству, значительно влияние Артхашастры. Четкость композиции текста свидетельствует о его основательном редактировании (полагают, что композиция первоначальной версии была ближе по строению Дхармасутрам и Законам Ману). Составитель текста знаком с древней "теософией", учениями санкхьи и йоги, охотно рассуждает о перевоплощениях Атмана, сменяющего телесные оболочки подобно тому, как актер переодевается в разные костюмы. Нет недостатка и в гномической афористике, например: "Владыки всего - брахманы, преданные изучению Вед; выше их - те, кто совершает жертвоприношения; но те, кто достиг познания Атмана, выше и этих" и т. д.
   III. Нарада-смрити (3-4 вв.) претендовала на воспроизведение первоначальной книги Законов Ману (типичное для индийских шастр представление о существовании первоначальной Шастры, которая впоследствии частично восстанавливается в различных "эмпирических" версиях - ср. Камасутра), однако отличие этого текста от Манавадхармашастры весьма значительно. Текст посвящен правовым вопросам, трактовка которых находится на весьма "продвинутой" стадии. Помимо процессуального права и традиционных 18 поводов судебного иска по гражданским и уголовным делам, составитель текста классифицирует 15 видов рабства, 21 тип профессий, 11 разновидностей свидетелей, 5 типов испытаний. Об афористике свидетельствует стихи, посвященные правде (сатья), актуальные для судебного сборника: "Единственным без другого средством очищения Атмана зовут правду, переправляющую на небо подобно парому, переправляющему на другой берег. Когда на чашу весов были положены тысяча жертвоприношений коня и правда, вторая перевесила... Правдой земля поддерживает все, правдой восходит солнце, правдой веет ветер и текут воды...".
   IV. Среди Дхармашастр, восстановливаемых лишь по цитатам в других текстах, наиболее значимой была Брихаспати-смрити, которая значительно ближе к Законам Ману, чем Нарада-смрити, и соотносилась с ними примерно таким же образом, как схолии (варртики) с толкуемым текстом. О сравнительно позднем времени ее составления свидетельствует упоминание письменных судебных документов и запрет на известный обычай самосожжения вдов (сати). Еще к более позднему времени относилась Катьяяна-смрити, ссылающаяся на предыдущую. Дошли также цитаты из Харита-смрити - стихи, посвяшенные правовым проблемам.

 

На главную ║ Назад     Индуизм

 
Хостинг от uCoz