Религия

Буддизм

На главную ║ Назад     Буддизм

Тибетский буддизм

 

   Тибетский буддизм - направление в буддизме, характерное для Тибета. Возникло в 7-м столетии в Тибете, а затем распространилось по всему гималайскому региону. В тибетском буддизме практикуют в основном тантрические практики. "Тантра" - это санскритское слово, которое означает "непрерывность". Тантра указывает главным образом на неменяющуюся природу ума, осознавание, которое находится за пределами любых ограничений, которое не рождается и не умирает, которое непрерывно от безначальных времен до окончательного просветления.
   Писания, в которых содержатся учения о неизменной, ваджрной природе ума, называются тантрами, а свод знаний и методов, прямо раскрывающих природу ума, считается третьей "колесницей" буддизма, которая известа как Тантраяна или Ваджраяна. В буддизме санскритское слово "ваджра" означает нерушимость, подобную алмазу, и просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Поэтому слово "Ваджраяна" может быть буквально переведено как "Алмазная колесница", или "Громовая колесница". Ваджраяну иногда рассматривают как высшую ступень Махаяны - "Великой колесницы" буддизма. Путь Ваджраяны позволяет достичь освобождения в течение одной человеческой жизни.
   В настоящее время Ваджраяна распространена в Тибете, Монголии, Бутане, Непале, Бурятии, Туве, Калмыкии. Практикуют Ваджраяну в некоторых школах японского буддизма (Сингон), а в последние десятилетия в Индии, и странах Запада. Все четыре существующие сегодня школы тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг и Сакья) относятся к Ваджраяне. Ваджраяна - путь трансформации нашего обычного ума, основанный на мотивации и философии Великой колесницы, но с особым взглядом, поведением и методами практики. Основными методами в Ваджраяне являются визуализация образов божеств, или йидамов, и в частности, визуализацией себя в образе божества для трансформации своих "нечистых" страстей, или эмоций, в "чистые", чтения мантры, выполнения особых жестов руками - мудр, почитание Учителя. Конечной целью практики является воссоединение с природой нашего ума. Для практики в Ваджраяне необходимо получение наставлений от достигшего реализации Учителя. Необходимыми качествами практикующего являются мотивация сострадания ко всем существам, понимание пустотности воспринимаемых явлений, и чистое видение.

Школа Ньингма

 

   Первая буддийская традиция в Тибете - школа Ньингма, ведет свое начало от индийского мастера Гуру Падмасамбхавы, который прибыл в Тибет в 817 году н.э. по приглашению царя Трисонга Децена (790-858), для подчинения злых духов, препятствовавших распространению буддизма в этой стране.
   Сначала Трисонг Децен в соответствии с предсказанием относительно будущего буддийских учений в Тибете, пригласил великого индийского буддийского учителя Шантаракшиту. Вскоре после того, как прибыл индийский учитель, разразилась эпидемия оспы. Придворные министры, противящиеся любому иноземному влиянию на Тибет, обвинили в эпидемии Шантаракшиту и изгнали его из Тибета. Перед отъездом Шантракшита посоветовал императору пригласить Падмасамбхаву, чтобы тот преодолел препятствия. Трисонг Децен последовал этому совету: Падмасабхава явился и освободил Тибет от помех. Этот великий учитель, впоследствии известный как Гуру Ринпоче, связал местных демонов обетами и превратил их в защитников и помощников распространения буддизма. Затем император пригласил Шантракшиту вернуться. В Самье был построен первый в Тибете монастырь. Шантаракшита провел обряды посвящения для первых монахов этого монастыря. В дальнейшем в монастыре Самье совместно работало много ученых из Китая, Индии и Шанг-Шунга. В основном они составляли и переводили тексты, относящиеся к их собственным традициям. Вскоре буддизм был провозглашен государственной религией.
   Китайцы в то время обладали большим влиянием, и каждый второй год император Китая посылал двух монахов в Самье. Китайские монахи следовали буддийской традиции чань, являющейся китайской предшественницей японской традиции дзен. Шантракшита предвидел приближающийся конфликт с китайцами. Он пригласил своего ученика Камалашилу, чтобы уладить любые возможные проблемы. Между китайским монахом Хошаном и Камалашилой, учителем тантрического буддизма, произошла знаменитая двухлетняя дискуссия в монастыре Самье. В диспуте победил Камалашила, с тех пор тантрический буддизм стал доминировать в Тибете.

Школа Кагью

Линия Кагью произошла от великого йогина Тилопы (988-1089), который жил в Северной Индии. Тилопа получил четыре особые тантрические передачи и в совершенстве овладел ими. Именно поэтому название Кагью иногда интерпретируется как сокращение от "кабаб жии гью па" - Линия Четырёх Передач. Несмотря на то, что имеют место некоторые расхождения в исторических источниках относительно того, какие мастера связаны с той или иной из четырёх передач, большинство соглашаются с тем, что первая из четырёх исходила от Нагарджуны и состояла из двух тантр, "Сангва Дюпа Тантры" (Санскр: Гухьясамаджа) и "Денши Тантры". Она также включает в себя практики, называемые Иллюзорное Тело и Перенос Сознания - Пхова. Вторая особая передача пришла от Накпопы и включала тантру под названием Гьюма Ченмо (Санскр: Махамая), а также практику Осознанного Сна. Третья особая передача пришла от Лавапы. Она включает в себя Демчок Тантру (Санскр: Чакрасамвара) и практику Ясного Света. Четвёртую передала Кхандро Калпа Зангмо, и она включает тантру, известную как Гьепа Дордже (Санскр: Хеваджра) и практику Внутреннего Тепла - Туммо.
   Эти учения Тилопа передал Наропе (1016-1100), и они были систематизированы как Шесть Йог Наропы, которые считаются одним из центральных учений в Линии Кагью. Наропа передал свои знания Марпе (1012-1097), великому переводчику, который трижды приезжал из Тибета в Индию за наставлениями, и, вернувшись впоследствии в Тибет, распространил учения Дхармы там. Его ученик, Миларепа (1052-1135), стал одним из величайших йогинов Тибета. Посредством настойчивости в практике Махамудры и Шести Йог Наропы, он обрёл глубокую реализацию абсолютной природы реальности.
   Передачу Миларепы продолжил Гампопа (1079-1153), врач из Дагпо. Он проходил обучение в традиции Кадампа, которая является постепенным путём, включающим так называемые учения Лам Рим. Он также встретился с Миларепой и достиг реализации абсолютной реальности под его руководством. Он основывал монастыри, много учил и обрёл много учеников. Четверо из его учеников основали четыре основные школы Кагью. Полную же передачу Махамудры от Гампопы получил именно первый Кармапа, Дюсум Кхьенпа. Восемь меньших линий Кагью основали последователи Пхагдру Дордже Гьялпо (более известного как Пхагмодрупа) - другого ученика Гампопы.
   В наше время распространены четыре линии Кагью: Карма Кагью, Таглунг Кагью, Друкпа Кагью и Дрикунг Кагью. Эти линии не считаются бо́льшими или меньшими с точки зрения содержащихся в них учений, в этом отношении они равны.

Школа Гелуг

   Традиция Новая Кадам, или Гелуг, была основана прославленным ученым Цонкапой Лобзангом Трагпа (1357-1419). Он построил монастырь Гаден в 1410 году, и вначале школа была известна как Гаденпа, а затем она стала называться Гелугпа. Цонгкапа родился в долине Цонкха в провинции Амдо, восточного Тибета. Он получил первые монашеские обеты от третьего Кармапы, Ролпея Дордже (1340-1383) и Чодже Дондруб Ринчена. В возрасте шестнадцати лет, он отправился в центральный Тибет для дальнейшего обучения. Он принял обеты бхикшу линии Шакьяшри из Кашмира. Он изучал учения мадхьямаки и абхидхарму у Редава Шонну Лодро школы Сакья. Он получил инструкции по тантре у Кьюнгпо Лхепа, ученика Бутона, и Лхотрагпа Намкха Гьялцена. Он имел большие способности к учению, и в течении своей жизни написал 210 трактатов собранных в двадцати томах. Его наиболее известными работами являются Ламрим Ченмо (Ступени Пути) и Нгагрим Ченмо (Ступени Пути Тантры).
   В философии, Цонкапа следовал учениям Прасангики Мадхьямаки и Тантрам Нового Перевода. На тип его практик оказал глубокое влияние стиль школы Кадам, основанной Атишей в Тибете. Основной упор Цонкапа делал на строгой монашеской дисциплине в монастырях. Только соблюдающие целибат лица допускались в монастыри и духовные общины Гелуг. Цонкапа имел сотни великих учеников. Его двумя главными учениками были Гьялцаб Дже и Кхедруб Дже. Гьялцаб Дарма Ринчен написал работы в восьми томах, а Кхедруб Гелег Палзанг (1385-1438) составил десять томов по сутре и тантре. Другими главными его учениками были: Дулдзин Трагпа Гьялцен, Пенчен Гедендруб (первый Далай-лама, 1391-1474), Джамьянг Чодже (1379-1449), Чамчен Чодже (1354-1435), Мед Щераб Зангпо и Гьюдчен Шераб Сенге.
   После смерти Цонкапы, держателем трона монастыря Гаден был Гьялцаб Дже, и затем Кхедруб Дже. С тех пор, держателями трона Гаден были старейшие ученые и они же были главами школы Гелуг. В настоящее время, 98-м держателем трона Гаден и главой школы Гелуг, является Тхричен Джампал Женпхен (род. 1921), который находится в изгнании в Индии.

Школа Сакья

   Учения Сакья идут от индийского йога Вирупы, который передал учение Гьядхаре, у которого, в свою очередь был тибетский ученик по имени Дрогми Шакья Еше. Дрогми путешествовал по Индии и получил много учений и посвящений, включая так называемую передачу Ламдре, идущую от Вирупы. Учеником Дрогми стал Кхон Кончок Гьялпо (1034-1102), который считается основателем традиции Сакья. Кхон Кончог Гьялпо построил первый храм Горум Зимчи Карпо в 1073 году. Храм был построен в южной части провинции Цанг, в месте с серой землей (sa skya). Это место было предсказано Гуру Ринпоче и Атишей, как место, где будут являться будды и бодхисаттвы. Считается, что Атиша по пути из Индии в Тибет в 1040 году сделал подношения в том месте, где позже был построен монастырь. Он также пророчил, что это место засвидетельствует один бодхисаттва, воплощение Авалокитешвары, семь бодхисаттв, воплощений Манджушри и один бодхисаттва, воплощение Ваджрапани. Это место дало традиции название Сакья, "Кхон" и "лха риг" тоже эквивалентные названия.
   Традиция Сакья прославлена Пятью Иерархами Сакья: Сачен Кунга Ньингпо, Сонам Цемо, Джетсун Дракпа Гьялцен, Сакья Пандита Кунга Гьялцен и Дрогон Чогьял Пхагпа. За ними следуют шесть учителей, называемых Шестью Украшениями Тибета: это Яктук Санге Пал и Ронгтон Маве Сенге, прославившиеся своим знанием учений Сутры; Нгорчен Кунга Зангпо и Зонгпа Кунга Намгьел, достигшие мастерства в изучении Тантры; Горам Сонам Сенге и Сакья Чогден, прославившиеся своим знанием как Сутры, так и Тантры. Нынешний глава школы Сакья, Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче, является 41-м держателем трона Сакья.

Бон как пятая тибетская традиция

   Обычно говорят, что в Тибете присутствуют четыре духовные традиции: Ньингма, Кагью, Сакья и Гелуг, Однако когда в декабре 1988 года Его Святейшество Далай-лама созвал в индийском городе Сарнатхе конференцию тулку (лам-перерожденцев) разных традиций, он подчеркнул, что важно включать в число тибетских традиций и добуддийскую традицию бон, говоря, таким образом, о пяти тибетских традициях. Он разъяснил, что не так важно, считаем мы бон буддийской традицией или нет. Та форма бон, что развивалась начиная с XI века нашей эры, имеет достаточно общего с четырьмя буддийскими традициями Тибета, чтобы рассматривать все пять традиций как некую общность.

Общие черты пяти тибетских традиций

   Из истории этих традиций явствует, что разные линии - это не что-то монолитное, ограниченное жесткими рамками и никак не контактирующее друг с другом. Традиции, основанные теми или иными Учителями и оформившиеся как пять тибетских традиций, собрали и объединили в себе различные линии передачи Учения, в основном происходящие из Индии. Последователи каждой традиции условно называют свои системы «линиями», но часто одна и та же линия передачи входит одновременно в несколько традиций. Первая черта, общая для всех пяти традиций, - это наличие как монашеской традиции, так и традиции практикующих буддистов-мирян, чья практика Дхармы состоит в основном в чтении мантр, совершении подношений в храмах и дома и обхождении святынь.
   Все тибетские традиции следуют пути, сочетающему изучение сутры и тантры с ритуальными и медитативными практиками. В детстве монахи заучивают наизусть большое количество трактатов и ритуальных текстов и изучают их, участвуя в жарких диспутах. Медитативные и ритуальные практики всех пяти традиций также весьма схожи. Многие божества (йидамы) - такие как Авалокитешвара, Тара, Манджушри, Чакрасамвара (Херука) и Ваджрайогини (Ваджрадакини) - являются общими для четырех буддийских традиций. В каждой из пяти тибетских традиций также присутствует традиция тулку. Тулку - воплощения великих Учителей, практиков, способных управлять процессом своего перерождения. Когда они умирают, по прошествии определенного времени их ученики, пользуясь оставленными ими указаниями, или руководствуясь знаками, полученными в чистом видении другими реализованными Учителями, разыскивают перерождение Учителя среди маленьких детей. Эти дети с самого раннего возраста отличаются невероятными способностями, помнят свои предыдущие жизни, узнают людей, с которыми общались, свое окружение и т. п.
   Составлено по материалам Энциклопедии Дхармы и статей А. Берзина.

 

На главную ║ Назад     Буддизм

 
Хостинг от uCoz