Религия

Буддизм

На главную ║ Назад     Буддизм

История буддизма

 

   История буддизма началась в тот день, когда Гаутама Шакьямуни, став Буддой, "повернул колесо дхармы", т. е. начал проповедь своего учения. Это произошло в 543 или 525 до н. э. 1-й даты придерживается буддийская традиция, 2-я общепринята в науке. При жизни Будды его последователи составляли одну из многочисленных сект, которая называлась общиной странников (паривраджика). Члены этои общины вели бродячую жизнь, собирались вместе только в период дождливого сезона (варша), поселяясь или в построенных ими хижинах (аваса), или в строениях и парках (арам), подаренных им богатыми покровителями. Эти строения назывались вихарами; позднее так стали именоваться монастырские здания. Будда проповедовал свое учение на сравнительно небольшой территории (южная часть провинции Уттар-Прадеш и провинция Бихар в современной Индии), главным образом в окрестностях городов Раджагриха, Паталипутра (Патна), Капилавасту и в районе Бодхи-Гая, где он достиг просветления. Перед смертью Будда просил монахов запомнить два условия, гарантирующие сохранение его учения на многие века: не ссориться из-за мелких и ничтожных предписаний дисциплины в общине, соблюдая наиболее существенные наставления, ревностно стремиться к просветлению.
   Большинство ученых считают, что неопределенность первого условия стала одной из главных причин раскола сангхи. Тексты подтверждают, что споры по дисциплинарным правилам винаи привели к разделению буддизма на множество школ. Но существует более важная причина первоначального раскола общины на два направления - стхавиравада и махасангхика - это отношение к личности Будды. Кто такой Будда - космическая эманация или земное существо? - именно этот вопрос стал главной причиной разделения буддийской общины на тех, кто считал Будду земным существом и учителем, и тех, кто видел в нем божественную природу. Очевидность доктринального расхождения между последователями Будды проявилась лишь в начале н. э., когда появилась возможность сравнить тексты палийского канона с первыми махаянистскими трактатами на санскрите. Традиционно история раннего буддизма прослеживается через собрания монахов - соборы (сангити), на которых учение Будды восстанавливалось по памяти. Сразу же после смерти Будды сопровождавшие его ученики (500 человек) провели 1-й собор (декламирование по памяти), на котором вспомнили все подробности из жизни Учителя и утвердили свод дисциплинарных правил (Виная-питака) и свод высказываний Учителя (Сутта-питака), включивший, по одной версии, 80 тысяч, по др. - 84 тысячи высказываний. Все монахи, за исключением одного, по имени Пурана, признали их истинность. Так, уже на первом соборе наметился раскол сангхи. Прошло более ста лет. Небольшие буддийские общины существовали уже на значительной территории Индии. Вновь возникли споры между ортодоксальными монахами, утверждавшими, что знание учения Будды в его полном объеме и есть просветление, и последователями Пураны, считавшими истинным путем познание божественной природы будд. Монахи собрались в городе Вайшали на 2-й собор, на котором произошел окончательный раскол сангхи; ортодоксальные монахи объединились в школу стхавиравада, а их противники образовали школу махасангиков, которая разделилась на несколько сект. Слово "махасангика" означает принадлежащий к "Великому собранию" (Махасангити), т. к. на этом соборе присутствовали и члены сангхи и миряне, т. е. уже в 4 веке до н. э. проявилось принципиальное различие между двумя направлениями буддизма: тхеравада представлена монашеской общиной, махаяна - смешанной общиной монахов и мирян.
   Важную роль в становлении буддизма как мировой религии сыграл царь Ашока, время правления которого считается "золотым веком" в истории буддизма. Как правитель огромной империи Ашока именовался "всеправителем над Джамбудвипой" (материком, населенным людьми). Ашока не сразу стал последователем Будды. Будучи наследником престола, он занимался с наставниками различных школ ортодоксальных и еретических направлений, а затем, посетив буддийскую общину, познакомился с основами учения Будды и стал упасакой - светским последователем буддизма. Став императором, он вначале не уделял особого внимания сангхе, но затем стал активно поддерживать буддистов. При его содействии состоялся 3-й собор в городе Паталипутре (253 до н. э.). Главной чертой религиозной политики Ашоки была веротерпимость, которой он придерживался в течение почти всего периода своего царствования (дарил пещеры адживикам, главным соперникам буддистов, посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам). Политика веротерпимости позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем усилить буддизм, который, благодаря концепции единодержавного правителя - чакравартина, стал идеологической основой проведения централизованной политики в многонациональной империи. На 3-м соборе преобладали монахи школы стхавиравады, которые сумели убедить Ашоку в истинности своего понимания учения Будды. Собор благословил содержание одной из частей будущего канона, получившего название Катхаваттху, в котором обсуждаются учения всех 18 школ буддизма и утверждается правота взглядов стхавиравадинов. В дальнейшем Катхаваттху становится важнейшим узаконенным трактатом тхеравады. Вслед за Ашокой его окружение стало принимать буддизм: началось строительство монастырей и культовых объектов, возросли пожертвования, число последователей. В текстах палийского канона и ланкийских хроник отмечается, что еретиков и самозванцев-монахов стало больше, чем истинных верующих. В результате этого 7 лет ни в одном монастыре не совершились чтения дисциплинарных правил перед монахами упосатха, т. к. истинные монахи отказались совершать эту церемонию в присутствии еретиков. Только после вмешательства Ашоки тхеравада была объявлена истинным учением Будды, а монахи, не согласные с ним, изгнаны из сангхи. В палийских источниках говорится, что сам царь. присутствовавший на соборе, исключил из сангхи 60 тысяч монахов-еретиков, 3-й собор занимает особое место в истории буддизма. На нем произошло окончательное разделение буддизма на два направления, после чего резко обострились отношения между тхеравадинами и их противниками; было принято решение направить буддийских миссионеров во все известные в те времена страны мира. В частности, ланкийские хроники рассказывают о миссиях в Кашмир и Гандхару (район Пешавара, Пакистан), в страну ионов (эллинское гос-во, Сев. Индия), в районы Гималаев, в Суварнабхуми (зап. побережье Индокитая), на Шри-Ланку.

 

   Дальнейшая история буддизма чаще всего связывается с борьбой между сторонниками махаяны и хинаяны, но это в принципе неверно, т. к. термин "махаяна" (большая колесница) появился лишь на рубеже 1-2 вв. н. э., и тогда последователи махаяны стали называть тхеравадинов хинаянистами, т. е. существами "малой колесницы". Тхеравада сформировалась сразу же после смерти Будды, ее образовали наиболее близкие и фанатичные его последователи, которые стремились сохранить каждое слово, каждый жест и каждый эпизод из жизни Учителя. Именно поэтому тхеравадины придают такое значение периодически созываемым соборам, на которых вновь н вновь восстанавливается жизнь и учение Будды. Последний собор, 6-й по счету, был проведен в 1954-1956 годах в городе Мандалае (Мьянма). Достижение просветления мыслилось как буквальное следование образу жизни Будды и его практике медитации, которые нередко приводили к фатальному исходу. Школа тхеравадинов была монашеской организацией, зависящей от мирян, но не ориентированной на них. Среди учеников Будды были и такие, которые верили в божественную сущность Учителя, считали его богом, принявшим облик человека. Следует отметить, что восприятие неординарного человека божеством соответствовало древнеиндийской традиции, согласно которой под внешней оболочкой смертного тела могло скрываться божественное тело, доступное взору истинно верующего. Буддологи обычно отмечают ключевую роль сарвастивады в становлении северного варианта буддизма, школы которого и придали учению буддизма универсальный характер. Школа сарвастивады выделилась из тхеравады, а суть тхеравады почти не изменилась до настоящего времени. Сарвастивадины первыми попытались объяснить феномены бытия и просветления с помощью категорий дхарм, представляющих собой постоянно изменяющиеся комбинации мельчайших физических и духовных начал (рупа-нама). В отличие от тхеравады школа сарвастивады впервые занялась философским обоснованием не только учения Будды, но и религиозной практики. Введение философии в первоначальное учение Будды позволило широко использовать в системе буддизма небуддийские идеи, создать концепцию сознания, претерпевающего различные изменения в процессе движения по уровням существования буддийской системы мировоззрения.
   В начале н. э. школа сарвастивады получила признание и поддержку у правителей Кушанской империи. Согласно северной буддийской традиции, при третьем кушанском царе Канишке (2 в. н. э.) в городе Кашмире, возможно в Гандхаре, был проведен 4-й буддийский собор (не признанный тхеравадинами), на котором присутствовали 500 монахов от различных школ и сект буддизма за исключением ортодоксальной школы тхеравады. Большинство членов этого собрания были последователями сарвастивады. Монахи одобрили новую редакцию Винаи и комментарии к Винае, Сутре и Абхидхарме. Эти тексты были записаны санскритом на медных листах и замурованы в построенной в честь этого собрания ступе. Ко временам Канишки относят создание таких важных буддийских трактатов и произведений, как Махавасту, Лалитавистара, Аваданасатака, Дивьяавадана, Ланкаватара, Саддхармапундарика: последняя стала основополагающей для многих китайских и японских школ буддизма. В этот период творили такие выдающиеся буддийские мыслители и поэты, как Ашвагхоша, Арьяшура, Васумитра и другие, был создан канон сарвастивадинов, сохранившийся в китайском и тибетском переводах. Создание буддийской канонической литературы сначала (в кон. 1 тыс. до н.э.) на местных языках Индии и Шри-Ланки, затем в 1 в. до н.э. на пали и, наконец, в 1-2 вв. н. э. на санскрите стало качественно новым этапом распространения буддизма, ибо появилась возможность переводить буддийские тексты на другие языки и изучать буддизм непосредственно по первоисточникам, а не со слов миссионеров. Уже в кон. 1 - нач. 2 в. н. э. буддийские тексты появились в Китае. Правители династий Вэй и Цзинь (220-420) поддерживали буддизм, в 399 году из Чанъяня на Запад отправилась большая экспедиция во главе с монахом Фасяном для поиска и сбора буддийских текстов. За 14 лет китайцы посетили более 30 стран, в том числе Западную, Северную, Среднюю и Восточную Индию, Непал и Шри-Ланку, и привезли множество сутр. В Индии Фасян встретил последователей двух крупных махаянистских школ - мадхьямика и йогачара. Первая проповедовала срединный путь между видимыми и невидимыми феноменами бытия, метафизически обоснованный теорией пустоты (шуньята). Взгляды мадхьямиков отражены в литературе праджняпарамиты. Вторая утверждала, что все бытие является порождением сознания. В известном тексте йогачаров Ланкаватаре-сутре Будда описывается как истечение тройного космического тела (трикая), а в тексте Алаявиджняны анализируются причины свертывания и истечения сознания. Тексты обеих школ получили популярность в Китае.
В истории буддизма прослеживаются многие закономерности и особенности развития индуиской филосовской религиозной мысли. Филосовское обоснование учения Будды сарвастивадинами открыло просторы для постоянных дискуссий между последователями различных школ буддизма, особенно ожесточенных между махаянистами и тхеравадинами. Традиция ученых диспутов зародилась во времена создания Упанишад и достигла расцвета в буддийских монастырях, подобных знаменитым монастырям-университетам Наланда и Викрамасила, где отстаивали свою интерпретацию учения Будды лучшие и наиболее образованные проповедники. Уже в 4 в. н. э. был создан трактат Шаптадасабхуми - шастра в 15 т., 7 из которых были посвящены искусству спора. Впоследствии он был дополнен трактатами по буддийской логике, среди которых наиболее признанными до сих пор являются трактаты Дигнаги и Дхармакирти. В 5 в. н. э. появились такие всеобъемлющие энциклопедии учения Будды, как работы Буддхагхоши "Висуддхимагга" на пали и Васубанху "Абхидхармакхоша" на санскрите, в которых впервые была изложена космологическая модель бытия. В 5 в. н. э. активизируется буддизм в Китае, где монах Кушраджива и его ученики перевели буддийские сутры на китайский язык, в результате чего учение Будды стало чрезвычайно популярным сначала у просвещенной знати, а затем в результате синкретизма буддизма с даосизмом у народа. При династиях Суй и Таи (581- 907) наступил период процветания буддизма: по всей стране строились монастыри и храмы, создавались пещерные храмы, в которых жили монахи-отшельники, возникали чисто китайские школы буддизма: Тяньтай-цзун, Цзинту, Хуаянь-цзун, чань и др., сформировался культ богини Гуань-инь (женская форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары), буддизм оказал влияние на философию, этику, литературу и искусств Китая.
   В 5 веке буддизм из Китая проник в Корею, а в 6 веке в Японию. В последующие века здесь появились различные старые и новые школы буддизма, в наши дни их насчитывается несколько десятков. Заметно оживились связи между китайскими и индийскими цивилизациями, возросла интенсивность культурного взаимовлияния. В 5-7 вв. важные перемены произошли в общественной мысли Индии, что в немалой степени было вызвано религиозно-философскими идеями буддизма, которые постепенно поглощались многочисленными религиозными системами, приспособленными к кастовой структуре индийского общества и в совокупности известными как ортодоксальный (признавший авторитет Вед) индуизм. Сложный сплав идей, связанных с культами Вишну, Шивы и его супруги Парвати (известной под именами Кали, Ума и др.), буддизма и бхати (всеподавляющей любви к богу), породил в Северной Индии (Бенгалии) новую религию - тантризм, который впоследствии разделился на индуистский и буддийский варианты последний проник в Тибет и стал основой нового направления буддизма - ваджраяны. В 8 веке в Пекине была создана тантрическая школа, после обучения в которой японский монах Кукай создал в своей стране в начале 9 века аналогичную школу Сингон-сю. В середине 1 тысячелетия буддизм лишился массовой опоры в Индии, сохранившись в виде небольших общин, вписанных в индийскую кастовую структуру, но получил широкое распространение за ее пределами, где и произошло его превращение в мировую религию не столько из-за философского богатства доктрин и литературы, сколько благодаря принципу ненарушения местных культурно-религиозных традиций, включая мифологию, традиционной культуры, общественные структуры тех стран, где его принимали в качестве государственных религий, и последующей взаимной адаптации буддизма и этих традиций.

 

На главную ║ Назад     Буддизм

 
Хостинг от uCoz